Доктор Грегори Хаус, сердитый учёный от медицины и одноимённое телешоу канала FOX, воплощают по крайней мере две психологических универсалии. Во-первых, хроническая боль, в данном случае от повреждённой ноги, может испортить счастливую жизнь гораздо сильней, чем сама травма ноги, потому что хроническая боль не утихает никогда. И, во-вторых, эта самая хроническая боль и разочарование будут подталкивать на «распространение боли вокруг». Иными словами, выплескивать её на окружающих.
Если уж говорить, то Хаус – это беззаботная, но замученная душа, которая постоянно играет на нервах у других. Но почему?
Главный герой сериала – это оригинальное воплощение классической фигуры: духовно покалеченный, физически проблемный и в то же время принципиальный одиночка, который берётся только за самые сложные случаи. Он играет исключительно по собственным правилам. Однако – и вот он, ключ – его поддерживает тесный круг компетентных, но совершенно обычных докторов, которые с вытаращенными от удивления глазами наблюдают за его бравадой. Изображённый Хью Лори с изысканным комедийным расчётом Хаус – это хромающий саркастичный гибрид Коломбо и Хоуки Пирса [прим. – персонаж сериала «Госпиталь МЭШ»], хотя в нём побольше гада и героя, чем в тех двоих, а ещё ему нужна поддержка его команды, но он от неё бежит.
Как и «Коломбо», «Хаус» - это детективный сериал – но с медицинским обвиняемым. Мы наблюдаем, как команда Хауса объединяется в шекспировских перечислениях медицинских жаргонизмов в поисках дифференциального диагноза, и всё это по-настоящему влияет на жизнь пациента – иногда от лечения больному становится хуже. Непредсказуемый курс действий заставляет биологический круг смыкаться всё сильней.
Но замысловатые сюжетные повороты в каждом эпизоде гораздо мрачнее влияют на состояние человека, чем в «Коломбо». Так происходит потому, что убийцами в «Коломбо» были люди – хоть и самые невероятные подозреваемые – Хаусу же приходится иметь дело с заболеваниями, ложью и беспорядком в душе.
Основное кредо, которого придерживается Хаус, это: «Все лгут». Циничное и агрессивное умение найти подход к пациенту так проявляется в его характере. Вместе с причиняющей боль хромотой и прилагающимися к ней тростью и викодином он карабкается на медицинскую гору в течение каждой серии.
Его давний друг и противоположность доктор Уилсон даёт Хаусу очень проницательную психологическую характеристику: «Ты ненавидишь себя, но восхищаешься собой. Твоё горе не делает тебя лучше других». В самом деле, самовосхищение в паре с самоненавистью – это частое противоречие, которое обнаруживают психологи, работая с нарциссистичными нарушениями личности.
Есть в сериале некое неосязаемое излучение – это борьба Хауса с самим собой. Единственные ссылки на прошлое – это удручающие отношения с критичным и далёким от него отцом и незабытая до конца история любви. Это человеческая универсалия – любой хочет найти своё место в этом мире, и у Хауса проблемы с его эго (как и у многих из нас). Мы определяем себя и то, чего мы стоим, – Хаус же видит себя постоянно где-то между благородством и гниением. Он либо велик (т.к. спасает пациента), или бесполезен (если промахивается при постановке диагноза). Его цинизм – это способ подтолкнуть самого себя к тому, чтобы быть великим. Своих последователей он выбирает потому, что каждый из них в какой-то степени травмирован.
Личность, которую представляет собой Хаус, одна из самых сложных на ТВ. Он пренебрегает законом, но следует собственному моральному кодексу, который включает в себя употребление героина и визиты девушек по вызову. Он делает то, что считает правильным – не смотря на других и обходя закон.
Смотреть, как кто-то превозмогает хроническую инвалидность дерзкой логикой и остроумием – это весело и вдохновляющее – даже если в конечном счёте этот доктор спасает свою собственную жизнь.
Источник